Приветствую Вас Гость | RSS

Суббота, 27.04.2024, 02:28

Каталог статей

Главная » Статьи » Путешествия/Походы

Из Ярославля в Нижний Новгород. Часть 6.
2.08. Весь день простояли в устье р. Мича – в 30 м от берега на мелководье. Днище то и дело касается песка, а дальше не отойдешь – длины швартовых не хватает. Я не надеюсь только на якоря и всегда для стоянки привязываю корабль к берегу. В первой половине дня дождя не было, хотя из-за ночного дождя всё было мокрое. Продолжаются наши тщетные попытки просушить постиранное белье, развесив его между соснами. В сосняке полно маслят – Стасик собирал их, а потом мы их жарили. Мы с Маришей пошли в ближайшее село Боженки за водой, взяв две водяные канистры по 10 л. Село небольшое, колодцев на улице нет. Хозяйка одного из домов пустила нас к себе на участок. У нее насос качает воду из колодца. Узнав, что мы путешествуем на катере, она угостила нас огурцами и яблоками со своего огорода. В огороде у нее выросли огромные тыквы. Дома в деревне большие и очень опрятные. Магазина нет. Мы отнесли воду на корабль и пошли снова через Боженки в следующую деревню Дресвищи, за 4 км, где, как нам сказали, есть магазин. Большую часть пути слева от дороги был высокий сплошной забор из вертикально стоящих бревен, огораживающий большую территорию. Мы думали, это коттеджный поселок, но на воротах прочитали: «КФХ Боженки (коллективное фермерское хозяйство) предлагает молочные продукты, яйца, овощи» и номера телефонов. Мы на обратном пути позвонили и купили яиц. Проходили через большое поле, сено с которого было убрано и закатано в большие валы. На поле паслись лошади. Дресвищи – большая, опрятная деревня с каменным детским образовательно-оздоровительным центром, большой деревянной школой, церковью и тремя магазинами. В магазине, кроме продуктов, купили книгу стихов местной поэтессы. В магазинах есть всё. Нет только ваты, а мне она нужна была - делать новые ватные матрасики, чтобы укладывать пойманных жуков. Во второй половине дня шел дождь.

3.08. Встали рано, в 6 часов, собрали лагерь и уже в 8 часов вышли. Чтобы сойти с мелководья, пришлось всем вылезти в воду. Тогда «Голубчик» легко сошел с мели. Пошли вдоль левого берега. Сегодня нам попалось больше притопленных, торчащих из воды брёвен, чем за все предыдущие дни – больше пяти штук. Ветер всё время дул наискосок справа с кормы, но больших волн не разгонял – ему здесь уже не хватало дистанции. Волны были средней высоты, редко с барашками. Вообще, вторая половина водохранилища была более спокойная, чем первая. По берегу много турбаз и диких стоянок туристов. Туристы махали нам с берега руками и приглашали причалить.

Мы идем к Городецкому гидроузлу.

Приближаясь к гидроузлу, мы увидели осевой буй номер 1. В районе Ярославля номера буев были в районе двухсот. На всём протяжении нашего пути нумерация буев убывала. Как оказалось, на этом отрезке Волги нумерация буев идет от Городецкого гидроузла. В озерной части Горьковского водохранилища мы шли вдоль берега, далеко от судового хода и уже соскучились по нашим помощникам-буям. К городецкому гидроузлу подошли к 11 часам, отдали якорь за километр от аванпорта, немного ниже старого недействующего парома с надписью «частная собственность». Городецкий гидроузел включает парные двухступенчатые шлюзы: вверху номера 13 и 14, внизу – номера 15 и 16. Я позвонил по сотовому телефону 88316128313 диспетчеру движения «Городец-2», доложил по форме: «Катер 85-67 ЯП, название «Голубчик», длина 8 метров, иду сверху, какие у меня возможности шлюзования?» Диспетчер переспросила, как меня записать – ятха «Голубчик»? Я ответил, что катер. Она сказала, что сейчас сверху подойдет состав, мне можно пойти с ним. Я спросил разрешения войти в аванпорт. Диспетчер ответила, что можно, и что надо ошвартоваться у стенки. Мы пошли в аванпорт через левый проход между берегом и дамбой номер 8, а не в главный проход, обозначенный по сторонам бело-красными полосатыми ориентирами. На подходе к аванпорту я увидел тот состав, про который говорил диспетчер – буксир-толкач и баржа. Он шел примерно той же скоростью, что и мы и направлялся через главный проход аванпорта прямо к 14-му шлюзу. Стало ясно, что мы его не догоним. Значит, надо будет ждать следующего судна. Мы вошли в аванпорт. Я думал, там есть оборудованные причальные стенки. Но ничего этого там не оказалось. Там дикие берега и насыпная каменная дамба номер 5 – продолжение автомобильного моста через шлюз. Мы встали на якорь у этой дамбы.

«Голубчик» стоит у стенки перед шлюзом номер 14, ждет пассажирского теплохода.

Я снова позвонил диспетчеру, и она сказала, что надо перейти к стенке справа от входа в 14-й шлюз и там ждать. Мы перешли туда и пришвартовались. Я по телефону доложил диспетчеру. Я еще спросил, надо ли мне высаживать детей 10-и и 16-и лет. Она сказала, что не надо, что они – мой экипаж. Спрашивал я потому, что, по правилам плавания, перед шлюзом маломерные суда высаживают всех пассажиров, а особенно – детей на берег. Диспетчер сказала, что сейчас подойдет небольшой пассажирский теплоход, нам надо заходить в шлюз следом за ним, швартоваться к плавающему рыму номер 1 с правой стороны. Мы не выключали двигатель, пока стояли у стенки, только перевели его на холостой ход, поэтому я для переговоров выходил на стенку, а то ничего не было слышно. Ворота шлюза открылись, загорелся зеленый сигнал светофора, прошел теплоход, встал впереди к левой стенке. Когда он пришвартовался, мы зашли следом, накинули петлю швартового каната на огромный красный крюк плавающего рыма и закрепили канат у середины длины корпуса. Я позвонил диспетчеру из кубрика – там грохот работающего дизеля не так слышен, доложил, что ошвартовались у рыма. В шлюзе мы не выключали двигатель из опасения, что он может не завестись, когда надо будет выходить. Закрыли ворота, вода стала уходить. Мы с Маришей отталкивали «Голубчик» от стенки шлюза, упираясь в стенку обратной стороной деревянных вёсел, чтобы не тереться об стенку кранцами. Как вести себя в шлюзе нас научил Александр Громов – капитан «Герды». Вода в шлюзе была более-менее спокойной, сильных течений не было. Когда под верхними воротами вода опустилась настолько, что обнажилась горизонтальная «полка», на нее слетела стая чаек. Мы следили за тем, как опускается плавающий рым. Он нигде не застревал, плавно опускался вместе с уходящей водой. Когда открыли выходные ворота шлюза, теплоход отшвартовался и ушел, мы пошли следом.

Мы выходим из 14-го шлюза вслед за пассажирским теплоходом.

Теплоход пошел к пассажирским причалам Городца, расположенным между шлюзами – в межшлюзовом бьефе, а мы дальше – к следующему шлюзу. Подошли к стенке перед шлюзом номер 16. Я позвонил по телефону 88316128314 диспетчеру движения «Городец-4», доложил о прибытии. Диспетчер сказал, что через 8-10 минут из 15-го шлюза выйдет состав, чтобы мы после этого шли туда. Диспетчер спросил, с какой стороны у нас кранцы. Я сказал, что справа. Значит, сказал он, будете швартоваться справа к рыму номер 2. Когда мы становились к стенке перед этим шлюзом, мы хотели встать носом по течению и закрепили сначала носовой швартов. Нас, естественно, тут же развернуло носом против течения. Но это было даже лучше - так нам легче было развернуться и зайти в 15-й шлюз. Мы стали ждать. Когда из шлюза вышел состав – буксир-толкач с баржей такой ширины, что она еле помещалась по ширине в шлюзе, мы, увидев зеленый сигнал светофора, зашли в шлюз. На вышедней из шлюза барже была надстройка. Из нее вышла повариха и смотрела на нас. В этот раз мы шлюзовались одни. Не потому, что нам была оказана такая непомерная честь, даже не предусмотренная Правилами плавания (маломерные суда не могут требовать отдельного шлюзования), а потому, что снизу ждал шлюзования еще один состав. В самом шлюзе всё тоже было спокойно, только в самом конце плавающий рым немного завис и застрял. Наш швартов натянулся. Но я это видел и немного его отпустил. А потом плавающий рым опустился. В этом шлюзе крюки рымов были белого цвета. Мы не выключали в шлюзе двигатель, перевели его на холостой ход. Выходили из шлюза мы медленно, и диспетчер нас подгонял, мигая светофором, ведь на выходе ждал состав с баржей.

Выходим из 15-го шлюза, а на выходе состав с баржей ждет, когда же мы наконец выйдем.

В каждом из шлюзов мы опускались на 8 метров. Так мы в первый раз прошли шлюз и так и не поняли, чего тут бояться. Заранее договор не заключали, и ничего за проход не заплатили. Я только за несколько дней звонил по телефону диспетчеру, спрашивал про договор и про оплату. Но мне ответили, что ничего не надо. Оба диспетчера Городецкого гидроузла записали нас не по бортовому номеру, а по названию «Голубчик». Теперь где-то будет храниться запись о нашем первом шлюзовании. У нас была на борту речная рация, но я ею раньше ни разу не пользовался, и поэтому общался с диспетчерами по телефону. Они не возражали. На выходе из шлюза у красного буя номер 202 мы прошли по мели у кромки судового хода.

Горьковское водохранилище, вернее его озерную часть, наиболее тяжелую для плавания водномоторники называют «горе-море». Называют его так неслучайно. Горьковское водохранилище – очень неудачное творение человеческих рук. Прямой, вытянутый с севера на юг рукотворный водоем длиной более 80 км и шириной до 16 км открыт для ветров, дующих летом обычно вдоль него, с севера. Высота волны зависит от скорости ветра и расстояния, которое ветер проходит над водой. При сильном северном ветре, до 15 м/c на «горе-море» бывают волны высотой до двух с половиной метров. Максимально допустимая высота волны для «Голубчика» - полметра. Мы прошли «горе-море» вдоль (от Юрьевца до Городца) и поперек (у Пучежа). Мы прошли его с ошибками, но победителей не судят.

Подходим к Городцу.

По левому берегу Волги был Городец, и мы стали высматривать, куда причалить. Мы читали в лоции, что из-за работы Горьковской ГЭС в Городце суточный ход уровня воды составляет до полутора метров. Страшно себе это представить. Напротив «города мастеров» у высокой четырехметровой стенки чуть ниже пассажирского причала мы увидели небольшой, метров 10 в длину кораблик. Я решил подойти и спросить, где здесь можно встать. Оказалось, что это тоже путешественники. Судно называется «Дракон».

«Дракон» в Городце у стенки. Вдали – «Голубчик» у дикого берега.

Это перестроенный старый рыболовный бот, куплен три года назад. На судне две спальни – в носу и в корме. Есть газовая туристическая плита, стиральная машина-автомат. На крыше рубки три бензиновых генератора. Имеются стационарный речной GPS-навигатор и эхолот. В этом году установлен новый японский дизель. Команда – русские, постоянно проживающие в Египте. Капитан – Павел Сидоренко, по профессии водолаз-инструктор. В Россию приезжает только в отпуск – на два с половиной месяца летом, чтобы путешествовать по рекам на «Драконе». На борту у него сын Яша девяти лет и дочка Соня пяти лет. У Паши есть еще двое детей – по возрасту в промежутке между Яшей и Соней и совсем маленький – полуторагодовалый. Жена Паши вместе с самым маленьким ребенком после перехода через «горе-море» не выдержала, уехала домой в Египет. В «горе-море» им пришлось тяжело: «Дракон» кренился во время шторма на 45 градусов в каждую сторону. Команда «Дракона» не имеет определенных планов путешествия. Этим летом они из Твери сходили в Москву, потом обратно, теперь идут в Нижний Новгород, а потом, может быть, еще попутешествуют по Оке. Зимовать «Дракон» будет, скорее всего, в Нижнем Новгороде. Идут медленно, уже целый месяц, останавливаются во всех городах и на «зеленых» стоянках. Паша предложил нам встать рядом, а чтобы нам вылезти с корабля на высокую четырехметровую стенку, дал свою лестницу-стремянку. Судя по следам на стенке, вода сейчас уходит. Сегодня мы прошли 36,5 км. Мы поставили стремянку на крышу кубрика, а верхний ее конец привязали веревочкой за кольцо на причале. Паша спросил, не хотим ли мы пойти сразу в баню? Это правильный вопрос к путешественникам. Конечно, хотим. Он показал нам дорогу. Баня находится за автовокзалом. Сходили мы туда вовремя - следующие три дня она будет закрыта. Вечером вода продолжала уходить. Как же нам ночью не повиснуть на швартовых? Я решил их немного отпустить. Тут рядом прошло по направлению к шлюзу большое судно, и волной, идущей от него, а потом отразившейся от стенки, нас так сильно качнуло, что посыпалась посуда. Тогда я опять привязал швартовы потуже. Место стоянки оказалось очень людным. Вечером мы ходили гулять. Возвращаясь, мы, наверное, очень удивили местных жителей, когда, со словами: «Пойдем домой» мы полезли через парапет в Волгу в кромешную тьму. Ни лестницы, ни самого «Голубчика» сверху с набережной видно не было.

Этой ночью – с субботы на воскресенье жители Городца гуляли до утра. Прямо над нами оказалось кафе с дискотекой – с очень громкой, однообразной нетанцевальной музыкой, которая грохотала до трех часов ночи. Жители не видели в темноте под набережной «Голубчик» и, бросая в воду пустые пластиковые бутылки и окурки, иногда попадали по нашему тенту.

Категория: Путешествия/Походы | Добавил: Paul (26.08.2013) | Автор: А.О. Беньковский
Просмотров: 5246 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.