Приветствую Вас Гость | RSS

Пятница, 29.03.2024, 13:09

Каталог статей

Главная » Статьи » Путешествия/Походы

Из Ярославля в Нижний Новгород. Часть 1.
© 2013. Москва. Зеленоград. А.О. Беньковский.

Рейс теплохода «Голубчик» из Ярославля в Нижний Новгород в навигацию 2013 г.

Автор просит прощения у читателей за массу технических и навигационных подробностей. Они оставлены в тексте в надежде, что что-то из этого может пригодиться тем, кто тоже захочет отправиться в путешествие по Волге.

Моторный баркас «Голубчик» построен на Ладожской верфи (г. Новая Ладога) в 2011 г., проект ЛПТ-8 (лодка промысло-транспортная), длина 8,1 м, осадка 45 см носом, 53 см кормой, водоизмещение около 2 т, стационарный дизель В2Ч, 15 л/с, расход горючего – около 1,7 л на час пути (речники в отличие от автомобилистов рассчитывают расход горючего не на расстояние, а на время, так как автомобилисту важно попасть из пункта А в пункт Б, а речнику – с удовольствием провести время на воде).

Экипаж: капитан – Андрей Олегович Беньковский, рулевой – Марина Яковлевна Орлова-Беньковская, матросы – Андрей (16 лет) и Станислав (10 лет) Беньковские.

Люди разными путями становятся водномоторниками. Часто бывает, что сначала заводят себе моторную лодку, путешествуют на ней, а потом лодка становится мала, и хочется чего-то большего. Наш путь был другим. Я полюбил реку с детства, когда с папой плавал в «Московскую кругосветку» на теплоходе «Пирогов», а Мариша – с нашего свадебного путешествия на теплоходе «Крылов» в 1991 г. Потом у нас были круизы на «Рылееве», «Папанове», «Пожарском», два – на «Тукае» и еще два – на любимом «Крылове».  Круизы, когда их так много, уже надоедают. Программа развлечений на борту страдает однообразием, экскурсии на берегу проносятся «галопом по Европам». Но обиднее всего, когда лайнер проходит мимо городов и просто красивых мест, где очень хотелось бы побывать и где уже точно никогда не будешь. Вот бы был свой собственный катер, чтобы путешествовать где хочешь и как хочешь... Мы думали об этом много лет, пока наконец не построили «Голубчик». Назвали мы наш корабль по имени парусно-винтового клипера из рассказа «Шутка» писателя-мариниста Станюковича. Правда, и это, скорее всего, не первоисточник. Во времена Станюковича и в тех местах, где он жил, был небольшой черноморский пароход «Голубчик», имя которого, вероятно, писатель и позаимствовал  для своего рассказа.

Целями нашего похода вниз по Волге, помимо приятного времяпровождения на воде, было собирание жуков для нашей научной работы – изучения распространения жуков-листоедов европейской части России.

10.07. Спустили «Голубчик» на воду с помощью 14-тонного автокрана (зимой 2012-2013 гг. «Голубчик» стоял на берегу в Ярославской парусной школе в Заволжье). Перед этим мы поменяли реле стартера. Старое реле срабатывало при включении не с первого раза. Знающие люди слушали стартер и говорили, что там «залипает пятак», и надо перед включением постучать по реле сбоку гаечным ключом или лучше – разобрать реле начистить этот самый пятак (не отсюда ли идет известное выражение «Я тебе сейчас пятак начищу»?). Но, отправляясь в дальний рейс, лучше не рисковать и заменить реле. После замены реле стартер стал включаться с первого раза. Сам же дизель всегда заводится у нас с первого включения стартера, хотя в инструкции написано, что исправный дизель должен заводиться после двух-трех включений стартера. Мы перешли к месту стоянки, указанному руководителем парусной школы, Сергеем Евгеньевичем Терпигоревым. Ошвартовались с наружной стороны плавающего причала.

Спуск «Голубчика» на воду.

11.07. Ходили на «Голубчике» через Волгу в ярославский ГИМС (государственная инспекция по маломерным судам), которая находится на левом берегу в устье реки Которосль. Там нам сказали, что по новым правилам техосмотр надо проходить один раз в пять лет. Так что, если мы регистрировали катер в прошлом году, то техосмотр теперь будет только через четыре года. Вечером ездили прощаться с Ярославлем – в центр города, на Стрелку. Три последних года ездили в Ярославль – к «Голубчику» - оборудовали его, учились управлять, ходили в одно- или двухдневные походы. А теперь уйдем из Ярославля в первый дальний рейс, и неизвестно, вернемся ли сюда когда-нибудь.

Возвращаемся из ГИМСа на нашу базу.
Устье реки Которосль.

За штурвалом не положено сидеть.
У штурвала надо стоять.
«Голубчик» (самый правый) у причала
Ярославской парусной школы
перед уходом в рейс.

12.07. Утром я увидел, что капает вода из сальника дейдвуда (дейдвуд это место, где гребной вал выходит наружу из корпуса корабля). Подтянул гайки сальника, как учил наш знакомый Александр – перестало капать. Александр – речник, механик-рулевой с большого катера «Волна», очень хороший и отзывчивый человек, много раз помогал мне советами по техобслуживанию катера, а внешне он очень похож на таможенника Верещагина из «Белого солнца пустыни». Сходство усиливается еще и тем, что оба управляют небольшим корабликом. Видели сегодня наш любимый теплоход «И.А. Крылов».

Теплоход «И.А. Крылов».

В 12 часов мы отплыли вниз по Волге. Когда проходили мимо рейда нефтеналивных судов, видели катер «Волна». Наш знакомый Александр был на палубе. Он увидел «Голубчик» и махал нам рукой.

Наш знакомый Александр на палубе катера «Волна» на Ярославском рейде наливных судов.

Погода была хорошая, ветер слабый, попутный. Шли большей частью на третьей, «крейсерской» скорости, около 10 км/ч. В прошлом году мы очень боялись встречных катеров, моторных лодок и «надувастиков» (надувных лодок). Издалека в бинокль разгядывали: идут они или стоят на якоре и соображали, как с ними расходиться. Теперь мы спокойнее относимся к встречным маломерным судам. Любое из них быстроходнее «Голубчика» и ему легче маневрировать, чем нам. Лихачей, нарочно подрезавших нам курс, мы не встречали. Сумасшедшие гидроциклы встречались в этом плавании очень редко и на  большом расстоянии от нас. Дизель сегодня не перегревался, наверное, из-за того, что перед рейсом мы поменяли в нём масло. Правда, кап машинного отделения (то есть железный ящик, в котором помещается дизель) мы держали открытым.

За кормой остался Ярославль. На корме
лежит вспомогательный электрический
подвесной мотор, которым мы за время
рейса, к счастью, не воспользовались.

В 15.30 пришли к устью реки Челгузия и причалили к высокому левому берегу. Прошли 35 км. С кормы опустили оба якоря Денфорда – 12- и 10-килограммовые, с носа привязали  три швартовых к деревьям на берегу.

Первая остановка – в устье реки Челгузия.

Поставили большой туристический тент, а внутри него – китайскую саморасладывающуюся палатку. Палатка это чудо техники. Она сама выпрыгивает из мешка и раскладывается. А вот складывать ее обратно приходится всей семьёй – так сильно она упирается. В палатке накачали два надувных матраса. В устроенном таким образом лагере дети ночевали на протяжении всего путешествия, когда не спали в кубрике на корабле. У каждого было по два спальных мешка.

Наш лагерь на реке Челгузия. Китайская палатка стоит пока снаружи.
Кирпичи, подложенные под печку, чтобы не горела трава, мы возим с собой.

Мы с Мариной всегда ночевали на корабле: или оба в кубрике (каюте) на банках, то есть боковых лежанках длиной по 2 с половиной метра и шириной 65 см, или она – на узкой палубе (шириной от 40 до 60 см) между бортом и капом машинного отделения. На палубе она спала тогда, когда дети ночевали со мной в кубрике. В кубрик можно было забиться и вчетвером, но тогда там было душновато. Я утешал Маришу тем, что на военных парусных кораблях матросы спали на орудийных палубах между пушками, а моряки-подводники на дизельных лодках – между торпедами. На реке Челгузии – грандиозный автомобильный кемпинг с палатками. Мы с «Голубчиком» попали в самую его середину. Ближайший сосняк превращен в огромный общественный туалет, так что гулять лучше прямо по берегу реки. На противоположном берегу Челгузии видели большое стадо совершенно одинаковых коров – черных с белыми головами. Обед готовили на туристической печке-буржуйке и самоваре. Во время всего рейса так чаще всего и делали, когда не ходили в кафе или столовую. По пути докупали термосы, которых к концу рейса стало уже пять. В термосах запасали горячую воду, кашу, суп или макароны. Костёр не разводили ни разу, поэтому дымом совершенно не пропахли. Иногда жарили шашлыки на мангале.
Сегодня внимательно следили за уровнем воды – думали, что к ночи он будет понижаться. Суточный и недельный ход уровня воды из-за работы Рыбинского гидроузла ощущается до Ярославля и ниже по Волге, по крайней мере, до Туношны, где мы обсохли в прошлом году. Поэтому перед сном поставили корабль на якорях подальше от берега, отпустив немного швартовы. Дети спали на берегу, а взрослые – на корабле.

Продолжение.

Категория: Путешествия/Походы | Добавил: Paul (24.08.2013) | Автор: А.О. Беньковский
Просмотров: 4116 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.